Еще недавно телевидение крепко “держали”
менты: сериалы о буднях уголовного розыска шли по
всем программам и, кажется, порядком утомили зрителей.
Потому что начиная с “Бандитского Петербурга” — а
после были еще “Крот” и “Дронго” — модной темой стали
будни организованной преступности. Можно сокрушаться
по поводу романтизации гангстерского образа, но теперь,
после показа по госканалу “Россия” “Бригады”, собравшей
рекордные для сериалов 22%, сокрушаться поздно. Максимальный
рейтинг той же “Убойной силы” был всего 16%. И это
очень хорошо: потому что если телеобраз бандита кажется
кому-то романтичным, то это значит, что публика начинает
забывать, как он выглядит в натуре.
“Бригаду”, согласно мониторингу “Gallup Media”, посмотрело
22% телеаудитории — а это очень много. Столько не
собирают даже самые народные шоу вроде концертов Петросяна
и Баскова. При этом максимальной отметки рейтинг сериала
достиг именно к последней серии, открытый финал которой
и оставил зрителей в недоумении: погиб главный герой
или все-таки нет? Чтобы избавиться от неопределенности,
“МК-Бульвар” обратился напрямик к режиссеру. Уж он-то
точно все знает.
- Алексей, при всем нашем немного даже восторженном
отношении к фильму финал мы обсуждали всей редакцией,
так же, как и все зрители. Большинству он не то чтобы
не понравился своей открытостью, его не поняли. И
в конце концов, был в финале выстрел или нет?
- Выстрел был. То, что его не услышали, это
беда канала: плохое телевизионное качество звука.
Но, может, это и хорошо. Кто услышал, тот услышал,
а кто нет — пусть додумывает. По поводу открытости
финала... Что у нас происходило в классической картине
Серджио Леоне? Там финал был тоже, мягко говоря, невнятным.
Сам Леоне не знает, что случилось с персонажем Де
Ниро, и никто не знает. Все остается открытым. Почему?
Да потому что эти истории принципиально нельзя чем-то
развязать. Как только ты ставишь точку, смажется все
предыдущее.
Что могло произойти с человеком, после того как он
потерял все в своей жизни: любовь, дружбу, все, чем
он жил. Человеком, который положил на себя грех, убив
шестерых голыми руками. (Мы не говорим о мотиве, мы
говорим о факте.) Его уже не существует, по идее,
он должен был раствориться. И у меня была такая мысль,
но это бы смотрелось уже пошловато. Поэтому главная,
принципиальная задача была оставить все в подвешенном
состоянии. Я понимал, что меня будут за это ругать,
но другого финала быть не могло. Поверьте, что продумывалась
масса вариантов: и уход в горы, и обращение к церкви,
и возвращение в Чечню наемником. Может, такой вариант
был бы более обоснован.
— Говорят, в первом варианте сценария они должны
были все четверо погибнуть.
- Нет, такого не было никогда.
— А если бы он просто уехал в Америку. Вам не кажется,
что по художественному воздействию это было бы менее
сильно, но более правдоподобно?
- Я не думаю. Мы его делали все-таки персонажем
особенным, человеком если не чести, то по крайней
мере справедливости. Можно очень много говорить о
том, что он убийца, я это признаю, и он наказан за
это жесточайшим образом. И если бы этот человек справедливости,
после того, что с ним случилось, все рухнуло, поехал
бы зализывать раны куда-то на Багамы или в Нью-Йорк,
я бы его перестал уважать. Для этого нужно время.
Это может произойти через два года, через три, но
он должен это пережить, найти в себе новую основу
жить, у него же ничего не осталось. У нас кто-то на
форуме написал, что он из Белого превратился в призрачно-серого.
Так оно и есть. Эта нечеловеческая драма, которая
во всем этом читается, потому и работает. Даже если
все говорят: финал провален, финал непонятен, я вас
уверяю, если бы мы поставили точки над “i”, не было
бы такого. Неудовлетворение, которое остается, оно
и хорошо.
— А многие, посмотрев, подумали: конечно, будет Бригада-2”.
- Первое, что я сказал, когда я смонтировал
фильм: “Бригада-2”. И, когда начался шквал писем и
звонков, я стал, грешным делом, на полном серьезе
думать об этом. Но “Бригады-2” не будет по многим
причинам...
— Ну, видимо, потому, что бригады, собственно, не
осталось.
- Это — во-первых. С другой стороны, можно
сделать не то чтобы приквел, но какую-то параллельную
линию. Ведь какие-то года пропускаются, и можно рассказать
отдельную историю, что происходило. Но если мы снимем
“Бригаду-2”, мы испортим картину, общее впечатление.
Но главное, мы считаем, что это будет уже спекуляция.
А мы этого не хотим, потому что это слишком кровавая,
животрепещущая, злободневная тема, чтобы на ней делать
деньги.
- Наверное, второй по значению эпизод — с Максом.
Многие не поняли. То есть потом становится ясно, что
он всегда был связан со спецслужбами.
- Да, есть некоторое недопонимание у людей. Я думаю,
мы сейчас, в повторном показе, некоторую ясность внесем.
Я рассчитывал, когда мы убрали эти объясняющие сцены
из контекста, что все поймется. Люди посмотрят, и
потом, когда уже задним числом будут вдумываться,
осознают.
— В повторном показе вы вставите эти вырезанные сцены
обратно?
- Мы подумаем, возможно, кинем эту информацию
на нашем сайте и посмотрим, как фэны отреагируют.
История Макса — это история человека, который полюбил
тех людей, которых должен убить. Машина для убийства.
Его в свое время опер завербовал — там эта история
в картине довольно четко показана — и к Саше внедрил.
Саша его проверил, он дал ему Бека убить. Макс это
сделал: ну все, значит, свой человек, кровью повязан.
Макс начал ездить с Олей, спас их один раз. Все, вопросов
нет, полное доверие. А потом ему сказали: убей. И
Максу не хватило силы воли отказаться, и себя он убить
не смог. Потому у него эта истерика, потому он воет
и ненавидит все и всех. Потом я опять же намеренно
оставлял подвешенными некоторые вопросы. Почему? Когда
мы приступили к работе, мы понимали, в конкуренцию
с какими именами мы вступаем: Серджио Леоне и Фрэнсис
Форд Коппола. Нам нужно было понять, чем мы собираемся
отличаться. Единственная фишка — попытаться рассказать
не про мафиозные дела, не про их понятия, а раскрыть
в них человеческое. Показать, что и бандит боится,
когда идет на стрелку. Поэтому я специально некоторые
вещи уводил за кадр. Ведь самое обидное, самое нечеловеческое
предательство, когда оно исходит от близких, а ты
сам не можешь понять почему. И вот этот момент непонимания,
что произошло, почему все развалилось к чертовой матери,
потому так и работает, потому что зритель полностью
идентифицирует себя с Сашей и так же, как он, понять
ничего не может. И мое глубокое убеждение — что в
основе своей это было сделано правильно.
— Помимо восторженных откликов есть и крайне негативные...
- Люди привыкли, что, если ты им показываешь
взрывающийся “Мерседес”, значит, и все должно идти
в том же ключе. А мы сразу после экшна показываем
совершенно живые сцены, люди разговаривают, общаются
друг с другом. Нет такой ярко выраженной голливудщины.
А человек не готов к этому, ему хочется, чтобы ему
показывали американский блокбастер: типа, я понимаю,
что все это туфта, но я смотрю за спецэффектами. А
здесь он не может понять, и некоторым это очень не
нравится, они не могут у себя в голове совместить
эти два компонента. По поводу сцены, когда Белов убивает
всю эту компанию на стройке, люди говорят: это же
штамп тупой, это Голливуд. Ребят, а как вы хотите?
Я 15 серий тянул конфликт, а вы хотите, чтобы я его
развязал “пшик-пшик” и все? Я должен сделать из этого
сцену.
— Да не только в этом дело. Многие, посмотрев, ругают
за героизацию преступности, за создание мифа о красивой
бандитской жизни.
- Мафия существует с тех пор, как появилось
римское право. Когда появилось государство, появилась
и конкурирующая, не считающаяся с ним организованная
структура. Она существует вне зависимости от того,
будем мы снимать фильм о ней или не будем. Почему
в Америке произошел расцвет преступности во времена
Великой депрессии? Это связано далеко не только с
Великой депрессией. Это связано с тем, что Бенито
Муссолини, придя к власти, практически уничтожил мафию
как понятие, как активную политическую силу. Ровно
с этого момента началась активизация итальянской мафии
в Америке, после которой мы имеем и “Крестного отца”,
и “Однажды в Америке”, и т. д. Это связано не с фильмами,
это связано с политикой государства. Пока государство
будет слабым, безжизненным и коррумпированным, мафия
будет. Это факт. (Я ни в коем случае не говорю, что
фашизм это хорошо). “Бригада” именно об этом говорит.
Я лично сам и все авторы “Бригады” не бандиты, не
имели отношения к криминалитету. Мы никого не хотим
оправдывать, мы хотели показать этап жизни людей,
зацепить, заставить вспомнить, подумать и пережить
это. И если мы этого добились, это очень хорошо.
— Но дети в школах уже играют в “Бригаду”, и многим
это не нравится.
- Молодежь, которая ринется в преступность,
ринется не потому, что ей “Бригаду” показали. А потому
что он маленький, у него нет кружка, где бы он мог
самолетики собирать, потому что в теннис играть денег
стоит, потому что по ящику ему в течение 10 лет русских
мультфильмов вообще не показывали, а показывали какую-то
лабуду. И целых два поколения детишек потеряно. Нынешнее
поколение уже потихонечку начинает выбираться, потому
что люди начинают думать. Мы не хотели расставлять
четких моральных акцентов, потому что тогда бы началась
пропаганда либо в ту, либо в другую сторону. Мы хотели,
чтобы история говорила сама за себя.
— Чтобы зритель думал, а не просто тупо смотрел.
- Естественно. Не дай бог встать против этих
ребят, потому что они тебя загрызут. Но друг для друга
они — счастье, и такая дружба действительно встречается.
Я не говорю, что это образец дружбы. Только картина
началась, мне звонили люди из спецназа и говорили:
“Леха, не слушай никого, тебе будут говорить, а ты
не слушай. Все нормально. Это про мужиков, про дружбу
настоящую”. Ребята из спецназа, прошедшие Афган, Чечню,
это понимают. А какие-то черти, у которых просто звериная
ненависть к сериалу, кричат: “Режиссера убить, расстрелять!”.
Я въехать не могу, почему.
— Потому что они этого не поняли, и им не нравится.
- Ну да, люди зашоренные, они не видят ничего
и понять не хотят. И звереют от этого. Чехов очень
хорошо сказал: “Искусство не должно отвечать на вопросы,
оно должно их ставить”. Вот, например, Космос вырос
в приличной семье, в хороших условиях. Что его довело
до того, что он получил перо в сердце, погубил кучу
народа и сам погиб бездарно, тупо и глупо? Или Белый.
Мы исходно договаривались с Сережкой о том, что его
герой такой человек, который мог бы стать кем угодно.
Он хорошо рисует, он спортивен, он мог бы стать бизнесменом
или политиком, потому что у него хорошо соображает
башка. Но так получилось, что он попал туда. Он сделал
свой выбор, чтобы остаться рядом с друзьями. Он развивается
по ходу картины, он человек интересующийся. И таких
людей в этой среде много. Другое дело, что эти люди
могли бы принести какую-то полноценную помощь обществу.
Об этом фильм: почему они стали такими. Если кто-то
об этом задумается, я буду счастлив. Достаточно даже
того, что вы выключили телевизор и хотя бы минуту
об этом подумали. Потому что телевидение в принципе
само по себе огромное зло. Это факт. Я больше всего
боялся, что пройдет фильм и все забудут. Боялся равнодушия.
— Равнодушных-то как раз и нет.
- На самом деле, положа руку на сердце, никто
не понимает того, что сейчас происходит вокруг фильма.
Мы понимали, что делаем достойное кино, что нам нечего
стыдиться и т.д. Но, в конечном счете, мы всегда думали,
что это просто многосерийный художественный фильм.
И вдруг возникает такая ситуация... Никто не ожидал
такого успеха. Радостно, что люди все-таки не разучились
отделять зерна от плевел за то время, когда смотрели
барахло, которое им показывали.
— Вам теперь нельзя снять какое-нибудь фуфло.
- Да я и не сниму. Почему вы решили, что я
сниму фуфло? Я лучше сниму.
— Уверены?
- На сто процентов. Я набрался опыта, я знаю,
на что способен. Просто чисто творчески я сейчас снимать
не хочу. Эта картина в меня проросла, я ее от себя
отрываю, а она не хочет. Но потом оторву и пойду дальше.
Мы сейчас делаем на “Аватар-студии” сериал “Звездочет”
о шпионах, спецслужбах. Очень авантюрная история.
Я там руководитель сценарной группы и исполнительный
продюсер. А моя следующая картина будет “Бой с тенью”.
Я сейчас пишу сценарий, и весной уже хочу снимать.
Это любовная история. Я так объелся бандитами, что
хочу про детишек, цветочки, голубое небо и желтые
подсолнухи.
|