Бригада
загрузка...
Новости
Статьи и интервью
Описание серий
Герои и актеры
Фото, обои, саундтрек
Скачать все серии
Смотреть  онлайн
Купить сериал Бригада на DVD
Гостевая книга
 
Бригада на подарочных DVD
Сериал Бригада - "КРЕСТНАЯ БРАТВА"

Сериал "Бригада" стал одним из важнейших телесобытий прошлого года. Впервые за много лет у нас появился фильм, в который играют дети. Не то чтобы это был однозначный комплимент - последний раз такой же славой пользовалась "Интердевочка", посмотрев которую многие школьницы возмечтали о карьере проститутки. Но России не привыкать - после "Семнадцати мгновений весны" все играли в фашистов, а самая известная песня о Стеньке Разине ("Из-за острова на стрежень...") отнюдь не рисует легендарного атамана в розовых тонах, зато в ней поется о крепкой мужской дружбе, которая выше любви - и "Бригада" взяла зрителей тем же. Конечно, дело не только в этом. Каждая из 15 серий обошлась продюсерам в 200 тысяч долларов, и, надо сказать, потрачены они были не зря. Картина снималась не на привычный для телевидения "бетакам", а на кинопленку, к тому же в ней фигурирует более ста персонажей и около ста автомобилей, в том числе эксклюзивные модели. Кое-какая часть автотранспорта была в процессе съемок разбита, к чему приложили свои талантливые руки члены Ассоциации каскадеров России. Впрочем, все это детали и нюансы, благодаря которым "Бригада" никогда бы не стала по-настоящему популярной. Рекордные рейтинги проекту обеспечили вовсе не взрывы, перестрелки и разнесенные вдребезги "Мерседесы", а трогательная история жизни Саши Белова по прозвищу "Белый" и трех его друзей - Фила, Космоса и Пчелы, решивших в конце 80-х сделать карьеру в рэкете и, в конечном итоге, жестоко за это поплатившихся. А между началом и финалом саги о "бригаде" пролегло кровавое десятилетие афер и смертей, побед и поражений, неудачных романов и счастливых браков. Как к этому ни относись, но Россия все-таки получила своего "Крестного отца".

Конечно, дебютант Алексей Сидоров не клон Фрэнсиса Форда Копполы, а "бригада" Белого совершенно не похожа на "коза ностру" семьи Корлеоне. Но и Россия не Америка и не Италия. В отличие от семейственных южан, славяне с древнейших времен считали, что "лучшие родственники - это друзья" (веская цитата из нового отечественного фильма "Марш-бросок"). Еще во времена Киевской Руси "братом" называли "близкого человека, единомышленника".

Именно поэтому "Бригада" преуспела там, где потерпели неудачу оба "Брата" - став исключительно известным, Данила Багров так и не превратился в объект поклонения, поскольку не смог возродить родовые ценности, которые в России понятны и уважаемы, но не очень близки. Ведь вся история нашей страны - повесть о том, как кровные родственники убивали друг друга, потому что сражались по разные стороны баррикад.

Но вернемся к нашим "бригадирам", оказавшимся, судя по реакции зрителей, настоящими героями нашего времени. Многим критикам это не понравилось, и они заклеймили "Бригаду" как проект пропагандистский, воспевающий преступность и вербующий новых бандитов. Но это, разумеется, не так. Если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что режиссер не столько восхищается, сколько жалеет своих персонажей. И чем дальше развиваются события, тем больше испытывается на прочность их дружба и тем прискорбнее становится их жизнь. Да, они сорят деньгами и купаются в роскоши, но никакие бриллианты и "Линкольны" не могут компенсировать ребятам постоянный страх смерти и распадающуюся семью. И если Белов и его друзья - герои нашего времени, то это говорит лишь о том, какими бестолковыми и смутными были прошедшие с начала перестройки годы и как много изначально неплохих и неглупых парней попались на удочку легкой наживы.

Успех "Бригады" позволил студии "Аватар фильм" начать производство и других сериалов - как утверждают продюсеры, не менее современных и стильных. Время покажет, насколько это близко к правде, но теперь у отечественных сериалов появился новый образец, на качество которого стоит равняться - это "Бригада".

Откуда такое название - "Бригада"?

Алексей Сидоров:

- Бригада - слово красивое, звучное, в нем много контекстов. Для меня самым существенным был смысл, что так называется группа людей, которые занимаются одним делом и тесно, не формально, а внутренне, душевно взаимосвязаны - с другом.

Как стало возможным появление "Бригады"?

Анатолий Сивушов:

- Мы с Александром Иншаковым еще задолго до встречи с Лешей Сидоровым говорили о том, как было бы здорово снять в России фильм наподобие "Однажды в Америке" про наше десятилетие 90-х. Когда проект начал оформляться во что-то реальное, Иншаков стал генеральным продюсером, потом к нам присоединился Александр Акопов, генеральный директор канала "РТР" - еще неизвестно, состоялась бы "Бригада" без его волевого решения. Позднее список продюсеров пополнил Валера Тодоровский, отвечающий на "РТР" за кинопроизводство. А я, скажу скромно, был человеком, который реально всем занимался. Деньги на сериал - а это три миллиона долларов - нашлись довольно легко. С одной стороны, это был заказ телеканала "Россия", а с другой - помогли друзья Александра Иншакова - компания "Газпроминвестхолдинг". В то время еще действовал закон о кино, по которому предприятия могли направлять часть своей прибыли на производство кинофильмов. Таким образом "Газпроминвестхолдинг" часть своего налога отправил не в государственную казну, а отдал нам.

Как долго вы снимали сериал?

Алексей Сидоров:

- Долго. В совокупности весь цикл - начиная с запуска и заканчивая сдачей материала на телеканал - занял два года. Чисто съемочный период длился десять месяцев, а остальное время "съели" различные финансовые простои и емкий период пост-продакшена.

А дублей много делали?

Алексей Сидоров:

- Да, много. Это моя проблема - я всегда делаю много дублей, за что постоянно получаю по голове от продюсера. Меньше четырех бывает редко, но когда сложные какие-то кадры, с движением, например, тогда могу уложиться в один-два-три дубля. Просто в каждой сцене много нюансов и деталей, которые сложно уловить и прочувствовать с одного раза.

А трюковые сцены снимались с одного дубля?

Алексей Сидоров:

- Ну конечно, мы же не можем себе позволить взорвать два шестисотых "мерседеса", тем более что это были не просто "коробки", а полные, даже тюнинговые автомобили. Водители плакали, просили: "Дайте диски -то хоть снять". Единственная проблема возникла со взрывом "линкольна" в пятнадцатой серии. Там ребята немного не рассчитали - "линкольн" должен был взлететь на воздух и уйти за перила моста в воду. Но что-то не получилось: он только слегка попрыгал по мосту, ударился о перила, но так и не ушел. А ситуация принципиальная - автомобиль обязательно должен свалиться вниз, чтобы его потом не могли найти. И вот мы выбили у продюсеров еще один съемочный день, по предложению каскадеров нашли в Дубне старенький "москвич", навесили на него бампер и панели со сгоревшего "линкольна", разогнали и столкнули в воду. Потом склеили кадры - получилось здорово, даже не отличить. Это был единственный трюковой эпизод, который снимался в два дубля.

Вы были знакомы с композитором Алексеем Шелыгиным раньше? Его музыка, на наш взгляд, отлично вписалась в сериал…

Алексей Сидоров:

- Я хорошо подбираю музыку, умею с ней работать, но контакт с композитором мне найти сложно. Бывает нелегко даже просто объяснить, какой должна быть та или иная сцена, - я пытаюсь интуитивно перенести на пленку тот образ, который рождается в моем воображении, а передать это ощущение другому человеку, чтобы он выразил его в музыкальном плане, гораздо труднее. Но при работе над "Бригадой" Толя Сивушов меня натолкнул на мысль подумать о кандидатуре Алексея Шелыгина. Я посмотрел его предыдущие работы, и мне очень понравилось, как в "Небе в алмазах" Василия Пичула им была сделана стилизация под оперную арию. Шелыгин начал работать для нашего фильма, делать наброски, и тут я обнаружил, что между нами существует творческое притяжение разнополярных личностей. А потом его неожиданно как будто прорвало, он чуть ли не каждый день предлагал мне новые музыкальные темы. Я не переставал удивляться: все они оказались настолько хороши, что буквально на любой из них можно было построить отдельную картину. Таких тем в фильме 5-7 штук.

Вопрос к актерам - сразу ли вам понравился сценарий "Бригады"?

Сергей Безруков:

- Да. Уже сам сценарий фильма был очень интересный. Сюжет развивался настолько стремительно и непредсказуемо, что завораживало, как литература. Что касается персонажа... Я таких героев раньше не играл, и мне было интересно попробовать. До этого ко мне все относились как к "солнечному мальчику", и для меня это был повод показать, что я могу быть разным, полярно разным, совершенно неузнаваемым. Когда есть такой герой, как Саша Белый, я могу стать на экране действительно крутым - пожалуйста!

Владимир Вдовиченков:

- Сразу. Впрочем, я не буду лукавить - дело не только в этом. Я тогда был всего лишь студентом, заканчивал третий курс, а тут мне предлагают одну из главных ролей в фильме с хорошей идеей, в котором есть что играть. Поэтому я дал согласие, даже не читая сценарий. И впоследствии очень удивился и обрадовался, когда понял, что мои желания меркантильного порядка сошлись с творческими.

Павел Майков:

- Я не могу сказать, что сценарий мне понравился на сто процентов. То есть такого, чтобы прочитал и сразу влюбился, не было. Но мне понравилась тема и моя роль. Я смотрел "Однажды в Америке", "Крестного отца" и давно мечтал о чем-то подобном - пистолеты, бандиты, криминал...

Как быстро вы нашли контакт друг с другом?

Сергей Безрукое:

- Главное условие режиссера и продюсера состояло в том, чтобы мы забыли свои настоящие имена и на площадке и в жизни называли друг друга только прозвищам: своих героев - Фил, Космос, Пчел и Белый. И весь период съемок мы обращались друг к другу только так. Потом мы подружились, хотя, безусловно, сначала у ребят было отношение ко мне как к Сергею Безрукову - актеру, который уже много снимался и хорошо известен. Как, мол, играть друзей - он ведь там, наверху, а мы только начинаем. Они еще не знали, не понимали мой характер. На самом деле для меня это все настолько далеко, я ненавижу всю эту "звездность" и не признаю ее в актерах -в этом есть что-то бабское. А подружились мы, когда нас послали в Матвеевское, в дом Ветеранов Кино. Мы там просто пили и как-то нашли такой контакт, что вся эта дистанция ушла, а взаимоуважение осталось.

Владимир Вдовиченков:

- Сначала у меня был какой-то внутренний "зажим" перед работой с Безруковым. Но он быстро прошло, потому что все встало на свои места. Понимаете, можно иметь кучу разных регалий, но когда ты выходишь на сцену или съемочную площадку, все эти ордена за прошлые заслуги ты все равно вынужден оставить при входе. Все смотрят на то, что ты делаешь. И через некоторое время мы увидели, что вокруг обычные живые люди, которые могут хорошо играть, могут где-то ошибаться, и мы способны делать в принципе то же самое, что и Сергей. Возможно, еще не так уверенно, но во время съемок мы набрались опыта, заматерели... Конечно, у начинающего артиста есть какой-то момент ужаса перед актером-профессионалом, но когда ты через это чувство перешагиваешь, все барьеры рушатся.

Катя, а у вас как складывались отношения с Безруковым?

Екатерина Гусева:

- По разному. Сначала тяжело. Кино снимали по объектам, и нашими первыми совместными сценами были не эпизоды знакомства, а уже сцены из семейной жизни. Требовалось в кратчайшие сроки найти общий язык, как-то притереться друг к другу. Я была зажата, некоторые вещи приходилось буквально вытаскивать из меня клещами, а Сергей, наоборот, просто фонтанировал. Он изображал передо мной этакого героя-любовника, а я, как девочка-паинька, все время стеснялась. Да, поначалу были проблемы, но мы оба поняли, что если решить их так и не удастся, то кого-то из нас придется менять, ведь если не будет пары, то не будет и кино. Этот период длился не очень долго, довольно быстро мы подружились, и сейчас я уже понимаю, какой это волшебный, замечательный партнер. Он очень многому меня научил, и я считаю, что это один из редких актеров у нас в стране, который может сыграть все.

Не чувствуете ли вы, что повзрослели после этих съемок?

Павел Майков:

- Мои взгляды на мир изменились. "Бригада" дала нам возможность прожить за полтора года десять лет и прожить их экстремально. И, конечно, внутри что-то произошло, глаза стали другими. И если бы мне сейчас предложили сниматься в продолжении "Бригады", я бы очень серьезно подумал, потому что теперь я абсолютно другой. Вернуться обратно сложно.

Сергей Безруков:

- Безусловно. Это такая своеобразная школа мужества, какой принято называть армию. Конечно, я повзрослел, причем даже по возрасту. Я начал сниматься лет в 27, а в этом году мне уже будет 30, и в таком возрасте два года "Бригады" сказываются очень ощутимо. Это в 40 лет год-другой чувствуются не так сильно, а в 20-30 такой промежуток времен дает о себе знать - мы повзрослели в физическом смысле. Но и сама жесткость фильма, серьезность прожитых нами ситуаций наложили свой отпечаток.

Сейчас, когда вы уже посмотрели фильм целиком, вам нравится то, что получилось?

Владимир Вдовиченков:

- Фильм - да. Но моя работа - не очень. Как всегда, когда видишь готовый вариант, понимаешь, что где-то недотянул, где-то, наоборот, перестарался. Bедь в процессе съемок ты не можешь четко увидеть конечный результат. В театре, например, можно записать, пересмотреть, отметить ошибки и переделать, но в кино это, к сожалению, невозможно. Я вообще не могу на себя смотреть. Например, диджеи на радио, говорят, что не могут себя слушать - интонации не те, голос какой-то противный. Так и я - не очень себе нравлюсь на экране. Иногда, правда, раздражают партнеры (смеется).

И все-таки, что же такого особенного в "Бригаде", за что зритель так полюбил ее?

Павел Майков:

- Люди соскучились по героям, по сильным мужчинам. Последний сильный мужчина на моей памяти -- Данила Багров, а до него были Штирлиц и Жеглов. Причем Жеглов нравится больше, чем Шарапов, и не потому, что его сыграл Высоцкий, а потому, что он настоящий мужчина, он сильный. Люди устали от того, что в кино нет героев, и вот у нас появляются четыре Брюса Уиллиса - наших персонажей вполне можно так назвать. Зрители увидели четырех молодых парней, которые дружат так, что позавидовать можно, умеют любить, решают любые проблемы - это естественно, что страна их полюбила.

Анатолий Сивушов:

- Я, наверное, один из немногих продюсеров, который читает в Интернете на своем сайте, что пишут о его фильмах зрители (и по возможности отвечаю). Мне приходило очень много писем, в которых были такие строки, как: "Я увидел здесь историю моего друга", "Я сам через это прошел" и так далее. И если судить по этой аудитории, а по ней можно судить, то ощущение времени и материала совпало у авторов "Бригады" и ее зрителей. Есть много режиссеров, которые приходят в кино, так сказать, "из тусовки", у них свое мироощущение, мир вокруг них совсем другой, и уже за пятьдесят километров от Москвы народ их не понимает. Или другая ситуация - маститый хороший режиссер снимает кино, но он остался в своем времени, не может перестроиться на новый лад. А в случае с "Бригадой" все неожиданно здорово совпало. Сценаристам и режиссеру уже за тридцать, а то и под сорок, и они уже успели узнать жизнь. Они жили не просто по маршруту "школьная скамья - ВГИК - кино", и это чувствуется и хорошо видно на экране.