Дружба не продается. Ее нельзя променять ни на
деньги, ни на славу. Это принципы героя сериала "Бригада"
Валерия Филатова по кличке Фил. По этим принципам
живет и актер Владимир Вдовиченков.
- Ваша актерская карьера сейчас на взлете. За сериалом
"Бригада" последовали роль графа Орлова
в спектакле "Царская охота", новый сериал
"Звездочет" и многие другие предложения.
Это признание таланта или просто везение?
- Думаю, что это судьба, стечение обстоятельств. Я
оказался в нужное время в нужном месте. Действительно,
сериал "Бригада" имел успех, но моя заслуга
в этом минимальная. Я не понимаю: почему вдруг стал
так всем интересен? Раньше же никому до меня дела
не было - жил себе и все. А сейчас такая популярность…
Наверное, просто звезды совпали. Сейчас на фестивале
"Кинотавр" показали картину "Бумер",
где я играл главную роль. Говорят, она имела там большой
успех. Это криминальная история о четырех друзьях,
которые попадают в переделку и в конце погибают. Меня
всегда почему-то в конце убивают.
- Бандит Фил, граф Орлов… Персонажи, надо сказать,
не самые добрые и романтичные. А в роли Гамлета вы
себя можете представить?
- Я не думал об этом никогда. У меня, в отличии от
многих артистов, не было мечты сыграть Гамлета. Скажем
так: я бы, наверное, сыграл его, но смотря в чьей
постановке. Хотя я не уверен, что это моя роль. У
меня нет ощущения, что если не сыграю что-то, то моя
актерская судьба не сложится.
- Роль откладывает отпечаток на жизнь, характер?
- Да. Если ты удачно сыграл роль, то начинаешь более
уверенно себя чувствовать. Меняется отношения к миру.
Понимаешь, что ты в этом мире что-то значишь. И, возможно,
начинаешь больше понимать самого себя. Потому что
когда работаешь над ролью, черты своего персонажа
ищешь в себе.
- Всегда находите?
- Нет, не всегда. Очень часто не нахожу оправданий
каким-то поступкам моего героя. Я пытаюсь включить
магическое "если бы". Вот если бы это произошло
со мной, то тогда я поступил бы так-то. В спектакле
"Царская охота" мой персонаж предает любимого
человека. Я в жизни, наверное, не смог бы так поступить.
Я - другой человек и лучше бы рискнул карьерой, нежели
любовью. Но мой персонаж делает наоборот. И мне приходится
его оправдывать.
- А Фила оправдывали?
- Да. Фил - хороший парень! Серьезный и положительный.
Чего его оправдывать, когда он все делал правильно,
пытался всех помирить. Ему не нравилось, что из-за
денег, из-за власти друзья могли расстаться. Это не
в его характере. Он, наверное, единственный понимал,
что все это закончится плачевно, и все равно до конца
сохранял верность идеалам, пусть наивным.
- Появление "Бригады" на экранах было встречено
неоднозначно…
- Мне кажется, что этот фильм был нужен, и он никоим
образом не прославляет криминал. Люди попали в эту
ситуацию и решали проблемы по-своему. Авторы попробовали
рассказать об этом без особой чернухи или приукрашивания,
так, как есть. Вообще это один из немногих фильмов,
который подводит определенную черту под эпохой, под
ситуацией.
- Кажется, у Фила, единственного из "Бригады",
была профессия…
- Каскадер - это скорее призвание, а не профессия.
Каскадеры - люди спокойные и уравновешенные, потому
что весь свой адреналин они выбрасывают на работе.
А так как попытка выбросить адреналин всегда присутствует,
то Фил говорил: "Мои друзья делали это иначе".
И все его понимали.
- Если бы Фил не погиб, как бы сложилась его жизнь?
- Не знаю. Когда я прочел сценарий и понял, что Фил
погибает, я играл человека, обреченного на гибель.
Я даже не фантазировал о его будущей жизни. Он не
мог остаться живым. Когда смотрели "Бригаду",
моя жена Наташа все время волновалась: "Ну чего…
ты-то жив останешься?" Я говорю: "Наташа,
вот же я - рядом с тобой!"
- Сцена, где ваш персонаж лежит в коме, давалась трудно?
- Это была самая легкая сцена за весь сериал. Лежишь
и ничего не делаешь. Было спокойно. Я отдыхал, спал.
Никакого внутреннего монолога Фила в этот момент не
придумывал. Ну, лежит такой овощ и лежит. Впервые
мне представилась возможность играть с партнером,
просто тупо за ним наблюдая. Это очень интересно,
когда человек играет с тобой в диалоге, но по сути
своей произносит монолог. Смотрит твою оценку, а ты
не имеешь права в этот момент даже шелохнуться. Да
и не хочется ничего говорить. Я как-то подумал, что
самое замечательное - когда в отношении с близким
человеком можно помолчать. И, не говоря ничего друг
другу, понимаешь, находишься на одной волне. Мне кажется,
это высший пилотаж в дружбе, в любви. Я очень часто
наблюдал, когда старые люди сидят на скамейке и ни
о чем не разговаривают. Такой у них при этом покой…
И в этой сцене у нас получилось: когда приходят Белый,
Космос, Пчела, Оля, разговаривают со мной и не ждут
ответа. Это было здорово.
- В жизни с близким человеком вам удается настроиться
на одну волну и молчать?
- Пока еще нет. Но я надеюсь, что это будет скоро.
Пока же вынужден всегда говорить, в чем-то убеждать.
Я понимаю, что не надо. Но внутри меня столько всего,
что очень хочется вылить свои переживания, желания.
А уж если говорить о том, что тяжело мне давалось
во время съемок сериала "Бригада", так это,
скажем так, "психологическая" разборка с
Сергеем Безруковым. Мы снимали сцену, когда после
покушения остаемся с Белым наедине в квартире. Нужно
было показать, что ты чувствуешь к человеку, которому
доверял всю жизнь, а он в тебе начинает сомневаться.
Было очень трудно - морально, психологически работать
над этим. Приходилось давать в челюсть Сереже по-настоящему.
А драться я умею. В юности занимался боксом, поэтому,
когда прочитал в сценарии будущего сериала, что артист
должен обладать достаточной физической подготовкой,
понял, что это мое.
- Вам не кажется, что сериал "Бригада" чем-то
похож на роман Дюма "Три мушкетера"? Если
да, то кто вы в четверке мушкетеров?
- Есть такая параллель. А я, скорее всего, Портос.
Немножко увалень, который имеет свое мнение. Хотя
нельзя разложить нашу четверку и четверку мушкетеров
в точности. Потому что Саша Белый скорее смесь Атоса
с Д'Артаньяном, Космос - смесь Арамиса с Д'Артаньяном.
А я Портос - не потому, что самый большой и сильный.
А потому, что мягкий и пушистый.
- И драчун, наверное, такой же?
- Драчун. Я был уличным мальчишкой, к сожалению. Начинал
учиться в музыкальной школе и бросил ее. Не смог выучить
языки, хотя мечтал об этом. Я очень любил смотреть
телемосты Владимира Познера с Филом Донахью. Интересовался
историей России, Америки, международными отношениями.
В классе был самым активным участником уроков политинформации.
Знал все, что происходит в мире. Но потом и это забросил.
Улица внесла свои коррективы. Появились друзья. Было
желание что-то из себя представлять. Проявить какое-то
лидерство на почве знаний у нас было равносильно возможности
стать сильным среди слабых. Но мне хотелось и среди
крепких парней быть не последним человеком.
- Потом вы поступили в мореходную школу и, проработав
немного, все бросили. Почему? Море - это же красиво,
романтично…
- Это скучно. Романтика только в книжках. Я учился
на кочегара. Работа в трюме тяжелая и нудная. И потом,
я не очень люблю одиночество. Хотя я человек закрытый,
всячески оберегаю свой внутренний мир, но иногда мне
нужен человек для общения.
- Каким вас хотят видеть зрители, пресса, режиссер?
- Все по-разному. Когда роль удалась, зрители хотят,
чтобы актер был не просто актером, а и в жизни походил
на своего персонажа. Продюсеры хотят видеть популярного
артиста. Режиссеры мечтают о хорошем, податливом,
пластичном актере, выполняющем задачи, поставленные
перед ним. Женщины хотят видеть мужчину, способного
совершить какие-то серьезные поступки и стать для
них надеждой, каменной стеной. Мужчины - своего парня,
который с экрана рассказывает про них. Дети - старшего
брата, друга, на которого хотелось бы равняться. Маленькие
девчонки ищут идеал мужчины, принца. А журналисты
хотят видеть и слышать все сразу…
- Актер не должен раскрывать свою душу?
- Ни в коем случае. Зритель, посмотрев игру актера,
должен сам додумывать, что там, внутри, осталось.
Ему нужно оставлять почву для размышления. Поэтому
я не очень люблю давать интервью. Раздражают глупые
вопросы, когда пытаются влезть в душу: "Расскажите:
кто вы на самом деле?" Да это мое личное дело!
То, что я хочу, я показываю в кино или спектакле.
Еще раздражает неадекватное поведение со стороны поклонников:
"Эй, братан, передавай привет московской братве!"
Какой московской братве? Я - артист. А они не понимают.
А ведь сначала кажется, что неглупые люди.
- Театр или кино: где сложнее?
- После каждого спектакля можно проанализировать свою
игру, найти ошибки. Потом, на следующем спектакле,
постараться их исправить. В кино сложнее - снялся
один раз, ничего не переделать. Я не могу смотреть
фильмы со своим участием. Замечаю все свои огрехи
и страдаю из-за того, что ничего не изменить. Внутреннее
ощущение себя и моего места в этом мире несколько
отличаются от того, что я вижу на экране. Когда я
понимаю, что внешние факторы не совпадают с внутренними,
я смотрю на экран и понимаю, что я это не играл. Я
играл что-то другое, но почему получилось именно так?
- Вы снимаетесь в сериале "Тяжелый песок",
где играете писателя Анатолия Рыбакова. Он родился
на Арбате, а вы человек приезжий…
- Сначала я об этом думал, переживал, но в итоге это
нигде в сценарии не проявляется. С героем происходят
экстраординарные события, и к его "арбатскости"
это никак не относится.
- Вы уже пять лет живете в Москве. Привыкли?
- Да, и очень ее полюбил. Даже уезжая на один день,
скучаю.
- У каждого Москва своя: шумная, веселая, ярмарочная,
добрая. А у вас она какая?
- Безграничная. Из ряда американской мечты. Москва
- город больших возможностей, и ты понимаешь, что
эти возможности на каждом шагу. Это город-клад. Нужно
только приложить усилия, и ты обязательно что-нибудь
найдешь. Настолько разносторонний, яркий и загадочный
город, что его, как женщину, не познаешь до конца.
- А если предложат ехать в Голливуд, согласитесь?
- Да, сразу же. Голливуд в актерской профессии - это
Мекка. Мечта любого артиста - работать в Голливуде,
и не потому, что американское кино лучше, чем российское,
просто больше возможностей. Но это не умаляет достоинств
города Москвы. В идеале я хотел бы жить в Москве,
а работать в Голливуде.
- Что в вашем понимании - звезда и считаете ли вы
себя таким?
- Звезда - это человек, который, помимо актерских
способностей, имеет определенный образ жизни, вокруг
него шумиха. Мне это не очень интересно. Я еще не
такой артист, чтобы называть себ звездой. Надеюсь,
что когда-нибудь стану. А пока… Во мне много огрехов,
ошибок.
- У нас есть настоящие звезды?
- Раньше была одна - Любовь Орлова. Она прекрасно
играла, пела, восхитительно выглядела, умела себя
преподнести, могла себе позволить заказывать наряды
в Париже. А сейчас наши звезды отличаются лишь своим
образом жизни. А вот чтобы к ним еще прилагались одаренность,
талант, трудоспособность… Не уверен, что это есть.
Я слышал, как Армен Джигарханян рассказывал, что,
будучи в Америке, он обратил внимание на Сильвестра
Сталлоне. Все считают его лишь горой мышц, воплощением
Рокки - Рэмбо. Но оказывается, что Сталлоне для поддержания
формы проводит в спортзале по 8 часов ежедневно. Он
работает над собой и днем, и ночью. Именно поэтому
он - настоящая звезда. У нас таких нет. Вы можете
мне назвать хотя бы одного артиста, который был и
талантливым, и работоспособным, имел бы хорошую фигуру,
знал языки, был коммуникабелен?
- Может быть, Валерий Николаев?
- Он действительно подготовленный человек. Но ему
еще чего-то не хватает. Думаю, когда придет время,
он станет настоящей звездой. Я встречался с режиссерами,
которые жаловались, что в нашей стране очень трудно
сделать звезду мирового масштаба. У наших актеров
всегда какие-нибудь проблемы. Кто-то выпивает, кто-то
ленится, кто-то не знает языка, у кого-то появляются
огромные амбиции. Возможно, это наш менталитет. Наверное,
звезд должны делать специально обученные люди.
- Конечно, профессионалы - это хорошо. Но вот тот
же Сталлоне сам качается ежедневно. А вы можете?
- Я, конечно, стараюсь держать себя в форме, но ежедневно
не качаюсь. Но если это мне понадобится для роли,
то буду качаться по 20 часов. Если мне нужно похудеть
или поправиться, я могу это сделать. Если мне нужно
выучить роль на английском языке, я найму репетитора
и выучу. Если мне надо чему-то научиться, я буду этому
учиться тогда, когда это нужно.
- Это наш российский менталитет: "если бы"
да "когда надо"…
- Точно, точно. Вот поэтому, наверное, я и не звезда.
- Но у вас есть свой агент. Это модно или удобно?
- Это очень удобно. Я уверен, что каждый должен заниматься
тем, что он умеет делать хорошо. Мой агент Ольга работает
прекрасно, она легко решает какие-то вопросы, с которыми
я в силу своей эмоциональности или занятости просто
не могу разобраться. Она легко контактирует с людьми,
может найти подход к любому. Я же рублю с плеча, что
очень плохо.
- Есть артист, которому вы бы хотели подражать?
- Подражать - нет, но учиться - да. От разных артистов
хорошо было бы взять разное. Например, меня восхищает
Армен Джигарханян. Он умеет выдавать колоссальную
внутреннюю энергетику. Мне кажется, я еще не умею
этим пользоваться. Или, например, я завидую тому,
как Георгий Тараторкин тщательно и скрупулезно прорабатывает
любые мелочи. Я понимаю, что это важно, но у меня
не хватает усидчивости. Подвижный и легкий Джим Керри
может выдать такие "па", которые в силу
зажатости и непластичности мне не под силу.
- Ваши планы на будущее?
- Программа-минимум у меня есть. Я же не принадлежу
сам себе, завишу от группы, от расписания спектакля,
съемок. Но жизнь заставляет обустраивать быт. Нужна
была мне машина - купил "БМВ". Сейчас решаю
квартирный вопрос, пытаюсь создать уют. Хотя боюсь
привязываться к месту, вещам. Я, конечно, не перекати
поле, люблю домашний семейный уют, но внутреннюю свободу
ради быта потерять не хочу.
- Как отдыхаете?
- Люблю смотреть кино, ездить на машине. Но чаще всего
валяюсь на диване и смотрю телевизор. Больше всего
люблю смотреть новости. Пока не пересмотрю их по всем
программам, не успокоюсь. Быть в курсе всех мировых
событий - это осталось еще со школы. Помните, как
в фильме "Москва слезам не верит": "А
что в мире делается?" - "Стабильности нет.
Террористы опять захватили самолет". Я из этой
серии. Меня можно спросить о любой стране - отвечу
на любой вопрос
|